+375 29 710-92-71
+375 29 511-55-84
+375 29 771-99-61
  8-0212-35-83-57

КАЖДЫЙ СТРОИТЕЛЬ ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ: ИЮНЬСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В июне 2018 г. в строительном законодательстве произошло много изменений. Одни поправки упростили вашу работу, другие усложнили. Поэтому в пособии мы разъяснили новшества, которые коснулись:

• составления смет;

• документального оформления заключения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ;

• проведения закупок;

• резервирования средств;

• приемки в эксплуатацию объектов;

• оказания инженерных услуг;

• функций заказчика, застройщика.

Также предлагаем разъяснения Минстройархитектуры:

• о назначении заказчиков (застройщиков) по строительству (в том числе реконструкции, ремонту) объектов, финансируемых за счет средств бюджета;

• о корректировке ПСД в текущем уровне цен;

• о новом размере стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда;

• о вопросах включения средств на работу со строительными отходами в сметные расчеты.

С 1 июня 2018 г. учитывайте изменения, внесенные в задания на проектирование

Измененный Изменяющий
ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения»(http://tnpa.by/#!/DocumentCard/319484/439469) Изменение № 5 в ТКП 45-1.02-298-2014

 

При заполнении приложения Е «Состав и содержание задания на проектирование для объектов производственного назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры», приложения Ж «Состав и содержание задания на проектирование для объектов жилищно-гражданского назначения», приложения К «Состав и содержание задания на проектирование для объектов капитального ремонта и модернизации» учтите, что слова «наименование и местонахождение объекта» должны быть заменены на «вид строительства, наименование объекта строительства, месторасположение (улица, номер дома, город), очередь или пусковой комплекс (при наличии)».

Кроме этого, при заполнении формы задания на проектирование (приложения Е и Ж) с 1 июня 2018 г. нужно выбрать и указать один из вариантов разработки проектной документации:

• в виде информационной модели и на бумажном носителе;

• в виде информационной модели и электронного документа;

• в виде информационной модели, электронного документа и на бумажном носителе;

• на бумажном носителе;

• в виде электронного документа;

• на бумажном носителе и в виде электронного документа.

С 2 июня 2018 г. скорректирована Инструкция № 51

Измененный Изменяющий
Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее - Инструкция № 51) постановление от 04.04.2018 № 19

 

Сметчики обязательно должны обратить внимание на следующие нововведения:

• локальный сметный расчет и объектный сметный расчет составляются в случаях, когда объемы работ и размеры расходов не могут быть окончательно определены на стадии «архитектурный проект» и подлежат уточнению на стадии «строительный проект» при проектировании в две стадии;

• средства на перевозку строительных отходов (погрузка, перевозка, разгрузка) в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов, на объекты обезвреживания отходов, объекты по использованию отходов определяются исходя из объема строительных отходов, установленного проектной документацией, фактического расстояния от объекта строительства до санкционированных мест хранения отходов, санкционированных мест захоронения отходов, объектов обезвреживания отходов, объектов по использованию отходов и соответствующих тарифов и включаются в локальные сметы (локальные сметные расчеты);

• средства, связанные с приемом, использованием и (или) захоронением строительных отходов, образующихся в результате разборки (сноса) зданий (сооружений), определяются исходя из объема строительных отходов, предусмотренного проектной документацией, и текущих цен (тарифов), установленных в соответствии с законодательством организациями, осуществляющими прием, использование, захоронение отходов, включаются в локальные сметы (локальные сметные расчеты) и относятся к прочим расходам. Дополнительно указываются средства, связанные с уплатой экологического налога в соответствии с налоговым законодательством (п.6, части девятая и десятая п.12 Инструкции № 51).

С 7 июня 2018 г. отменены печати на протоколе согласования договорной цены, календарном плане, актах выполненных работ, накладной на передачу результатов работ

Измененный Изменяющий
Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 постановление от 25.05.2018 № 396

 

Соответствующие изменения внесены в п.49, приложения 1-3 Правил № 297.

Напомним, что субъектам хозяйствования предоставлено право не использовать печати с 26 февраля 2018 г. (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) на основании подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7).

С 14 июня 2018 г. в процедурах закупок при строительстве тоже есть изменения

Измененный Изменяющий
Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88) постановление от 11.06.2018 № 448

 

Теперь подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся еще и при размещении заказов по объектам строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемым с привлечением внешних государственных займов и внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь, если международным договором, межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением либо иным документом, содержащим условия кредитования и (при необходимости) обязательства Правительства Республики Беларусь по этим займам, предусматривается данный порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и приобретения товаров (работ, услуг) (часть первая п.7 Положения № 88).

Из Положения № 88 исключен п.72. Напомним: в нем было определено, что закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, за исключением средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов), биржевых торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Декретом № 7 установлено, что если для приобретения товаров (работ, услуг) при строительстве не привлекаются полностью или частично средства республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, то применение установленных законодательством требований о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве необязательно (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7).

Соответственно, норма п.72 Положения № 88 больше не актуальна, в связи с чем и была исключена.

Уточнен один из показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов (абзац 7 п.20 Положения № 88):

 

Было:
наличие системы управления качеством, подтвержденной сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001
 
 
Стало:
наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

 

Уточнен один из показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на оказание инженерных услуг (абзац 6 п.22 Положения № 88):

 

Было:
наличие системы управления качеством, подтвержденной сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001
 
 
Стало:
наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

С 14 июня 2018 г. руководствуйтесь изменившимся порядком резервирования средств подрядчиком

Измененный Изменяющий
Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 299 постановление от 11.06.2018 № 448

 

Нормы, устанавливающие порядок резервирования средств, приведены в соответствие с нововведениями, установленными ранее Декретом № 7.

Средства для обеспечения исполнения обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, резервируются на период первых 2 лет (ранее: на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта) гарантийного срока эксплуатации объекта на специальном счете, открываемом подрядчиком по каждому объекту.

При отсутствии строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества по истечении первого года гарантийного срока эксплуатации объекта подрядчик вправе использовать по собственному усмотрению 50 % от суммы зарезервированных средств, по окончании второго года гарантийного срока - остаток зарезервированных средств и начисленные по ним проценты (п.2, часть первая п.5, абзац 3 части первой п.6 Положения № 299).

С 14 июня 2018 г. учитывайте новшества при приемке в эксплуатацию объектов

Измененный Изменяющий
Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 постановление от 11.06.2018 № 448

 

С 14 июня 2018 г. органы государственного пожарного надзора выдают заключения при приемке тех объектов, для которых установлены требования по обеспечению пожарной безопасности (приложение к Положению № 716).

Помимо этого, внесены изменения в часть первую п.20, часть вторую п.27, п.28, часть вторую п.32 Положения № 716.

С 27 июня 2018 г. не забывайте об изменениях в перечне оказываемых инженерных услуг

Измененный Изменяющий
Инструкция о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18 постановление от 17.05.2018 № 24

 

Инструкция № 18 дополнена нормой о том, что выбор инженерной организации следует осуществлять с учетом наличия аттестата соответствия соответствующей категории на оказание инженерных услуг (п.4).

Уточнено, что при строительстве объектов «под ключ» подрядчик по договору с заказчиком оказывает ему весь комплекс инженерных услуг, кроме осуществления технического надзора за строительством, а также функций, определенных в части второй п.9 Инструкции № 18 (п.8 Инструкции № 18).

Исчерпывающий перечень функций заказчика, застройщика, не подлежащих передаче инженеру (инженерной организации), установлен в части второй п.9 Инструкции № 18. В него вошли следующие функции:

• принятие решения о строительстве объекта;

• утверждение проектной документации;

• обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;

• принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;

• утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.

С 27 июня 2018 г. пользуйтесь уточненным перечнем функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта

Измененный Изменяющий
Перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства, утвержденный постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4 постановление от 17.05.2018 № 24

 

Функции заказчика, застройщика, установленные в подп.1.1.1-1.1.3 п.1 Перечня:

• принятие решения о реализации инвестиционного проекта;

• разработка и утверждение задания на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации (за исключением объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством разработка и утверждение предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, не требуются);

• назначение руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции и реставрации объекта строительства и определение его функций либо привлечение инженерной организации (инженера) (исходя из планируемых источников и объемов финансирования, предусмотренных в предпроектной (предынвестиционной) документации) и определение его функций по реализации проекта, -

должны осуществляться на предпроектной (предынвестиционной) стадии при возведении, реконструкции и реставрации строительства (подп.1.1 п.1 Перечня).

Также конкретизировано, что разработка и утверждение задания на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации осуществляются заказчиком (застройщиком) по всем объектам, за исключением объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством разработка и утверждение предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, не требуются (подп.1.1.2 п.1 Перечня).

С 27 июня 2018 г. применяйте новый размер ставки рефинансирования - 10 % годовых

В случае необходимости расчета сумм процентов за пользование чужими денежными средствами не забудьте, что с 27 июня 2018 г. ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь установлена в размере 10 % годовых (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2018 № 279).

Установлен новый размер стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда

Приказ от 29.05.2018 № 128 «О внесении изменения в приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2017 № 280»

 

Для определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом установлен нормативный показатель стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда, в размере по состоянию на 1 января 2018 г., используемый:

• в январе - мае 2018 г. в размере 161 руб. 42 коп.;

• в июне - декабре 2018 г. в размере 175 руб. 32 коп.

Разъяснены вопросы включения средств на работу со строительными отходами в сметные расчеты

Письмо от 13.06.2018 № 04-3-02/7522 «О разъяснении постановления»

 

В связи с внесением перечисленных выше дополнений и изменений в Инструкцию № 51 в части учета в сметной документации средств, связанных с приемом, использованием и (или) захоронением строительных отходов, образующихся в результате разборки (сноса) зданий (сооружений), Минстройархитектуры разъяснило следующее.

Строительные отходы, образующиеся в результате разборки (сноса) зданий (сооружений), являются собственностью заказчика, поэтому:

• по объектам, по которым разработана и утверждена в установленном порядке проектная документация, но не проведены процедуры закупок при строительстве и (или) не заключены договоры строительного подряда, - заказчику необходимо внести изменения в сметную документацию согласно нормам, установленным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.04.2018 № 19;

• по объектам, по которым проведены процедуры закупок при строительстве и (или) заключены договоры строительного подряда, - сметная документация корректируется по решению заказчика.

Разъяснены вопросы корректировки ПСД в текущем уровне цен

Письмо от 05.06.2018 № 04-3-03/7104 «О некоторых вопросах корректировки проектно-сметной документации в текущем уровне цен»

 

Цена 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, формировании цены предложения подрядчика на строительство объектов (выполнении строительных, специальных, монтажных работ) утверждена в среднем по республике в размере 6,04 руб., для строительства в г. Минске - 7,03 руб. для применения с 1 января 2018 г. (постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.01.2018 № 5).

Минстройархитектуры пояснило, как учитывается цена 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда, утвержденная постановлением № 5:

1) по объектам, сметная документация по которым составлена в базисном уровне цен 1991 года и на 1 января 2006 г., - учтена при определении базисных индексов изменения стоимости, утвержденных приказомМинистерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.01.2018 № 23, применяемых для расчетов за выполненные работы в 2018 году;

2) по объектам, сметная документация по которым разработана на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении в ценах до 1 января 2018 г.:

2.1) по объектам, по которым не начата процедура проведения подрядных торгов (переговоров) и (или) не начато строительство, - осуществляется пересчет сметной документации с применением цены одного человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда, утвержденной постановлением № 5;

2.2) по объектам, по которым начато строительство, - по инициативе заказчика, застройщика осуществляется пересчет сметной документации на остаток подлежащих выполнению работ с применением цены 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда, утвержденной постановлением № 5.

Корректировка неизменной договорной (контрактной) цены производится в порядке, предусмотренном договором строительного подряда (дополнительным соглашением к договору).

С учетом изложенного вопрос корректировки ПСД с учетом утвержденной цены 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда постановлением № 5 необходимо решать подрядным организациям с заказчиками строительства объектов, при необходимости инициируя данный вопрос.

Разъяснены вопросы назначения заказчиков (застройщиков) по строительству объектов, финансируемых за счет средств бюджета

Письмо от 29.05.2018 № 11-1-30/6893 «О назначении заказчиков (застройщиков) по строительству (в том числе реконструкции, ремонту) объектов, финансируемых за счет средств бюджета»

 

Минстройархитектуры разъяснило, что работы, выполняемые силами подрядной строительной организации на объектах, финансируемых за счет средств бюджета, на которых эта же организация выполняет функции заказчика (застройщика), не могут быть отнесены к хозяйственному способу строительства, поскольку подрядная организация не обладает указанными выше правами на объект и не приобретает их по окончании строительства.

Поскольку строительные работы могут выполняться либо хозяйственным, либо подрядным способом и иного способа строительства действующим законодательством не предусмотрено, то подрядная строительная организация, назначенная заказчиком (застройщиком) по объекту, строительство которого финансируется за счет бюджета, не вправе выполнять строительно-монтажные и иные работы собственными силами, в том числе путем заключения договора субподряда с генеральным подрядчиком.

Назначение подрядных строительных организаций заказчиками (застройщиками) по объектам, строительство которых финансируется за счет бюджета, не отвечает уставным целям деятельности этих организаций.

По мнению Минстройархитектуры, функции заказчика по объектам, строительство которых финансируется за счет бюджета, должны исполнять балансодержатели объектов (при реконструкции и ремонте).

Лилия Дулебо, специалист по сметному делу, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

Источник http://bii.by/tx.dll?d=378119

Другие новости


© 2018 ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭЛЬБАЙ" УНП 391329056